Да и сами редко смотрим на состав, предпочитая покупать или уже известное, потому что вкус нравится, или то, что знакомые посоветовали.
Этим и пользуются производители и маркетологи: используют различные приемы, чтобы мы купили именно их товар - подчеркивают его положительные качества, тщательно скрывают отрицательные, а иногда и просто обманывают нас:
- состав пишут нечитаемым шрифтом (в большинстве случаев),
- "забывают" сообщить о консервантах, красителях и других пищевых добавках,
- размещают на этикетке красивые рекламные картинки, которые к продукту не имеют никакого отношения (такое было с тем же самым #Мираторг).
Сейчас требования к маркировке продуктов перечислены в техрегламентах, которые пришли на смену ГОСТам. Техрегламенты действуют на всей территории Таможенного союза - в России, Белоруссии, Казахстане и Армении. Чтобы понять, как соблюдаются стандарты, эксперты Росконтроль провели рейд по магазинам, внимательно читая этикетки и изучая маркировки. Первая категория, которую проверили специалисты - мясная гастрономия. Оказалось, что этикетки множества товаров, как минимум, вводят потребителя в заблуждение, а как максимум, могут принести вред.
1. Кабан против свиньи.
Хитрые названия - один из главных пунктов обмана.
Например, колбаса «Дикий кабан» под брендом «КампоМос». В последнее время вошло в моду мясо диких животных - считается, что оно более натуральное и экологически чистое. Вот маркетологи и придумали хитрый ход: дать продукту оригинальное название, на картинке изобразить колбасу с некими темными вставками, и все - готова новинка! Ожидаете, что в составе и правда мясо дикого кабана? Как бы не так. Обычная свинина и говядина. Видимо, чтобы потребитель ни в коем случае не узнал эту страшную тайну, состав написан мелким золотистым шрифтом на фоне изображения колбасы светло-розового цвета.
2. Сколько курятины в говяжьих сосисках?
А вот сосиски «Говяжьи М» от компании «Микоян». Эксперты сразу увидели: с учетом порядка указания ингредиентов в составе, говядины в этих сосисках - менее 2%! Их основной компонент - куриное мясо механической обвалки. Мясокомбинат, на котором произведен этот продукт, назван в честь Анастаса Микояна, под руководством которого еще в СССР, в 1930-е годы, были разработаны первые ГОСТы на колбасные изделия. Но в наше время не действуют обязательные ГОСТы на всю продукцию.
3. Откуда соя в сервелате?
Еще один продукт от «Микояна» - миндальный сервелат. Состав написан еле различимым шрифтом: свинина, белковый стабилизатор (шкурка свиная, вода), говядина, мясо птицы механической обвалки, крахмал пшеничный, соль, белок соевый, специи, ароматизаторы... Стоп! Если в составе есть крахмал, да еще и соевый белок, хотелось бы знать, а сколько же в этой колбасе мяса? Мясной это продукт или мясо-растительный? А может быть, растительно-мясной?
К сожалению, изготовитель не указал группу продукции в маркировке, хотя и обязан был это сделать, говоря языком технических регламентов, в непосредственной близости от названия.
Для справки: в мясном продукте мяса должно быть минимум 60%, в мясо-растительном от 30% до 60%, в растительно-мясном 5-30%.
4. То, что доктор прописал, или что в имени тебе моем?
Самая популярная колбаса в народе, по-прежнему - «Докторская». И поэтому производителю вовсю эксплуатируют всенародную любовь. Какую только «докторскую» колбасу не нашли эксперты: «Докторскую классическую», «Докторскую народную», «Докторскую оригинальную» и даже «Докторскую по-Егорьевски».
Разработчики техрегламента на мясные продукты специально запретили называть колбасу так, чтобы название напоминало настоящую «Докторскую». Потому что на «Докторскую» колбасу есть достаточно жесткие требования ГОСТа, и им нужно соответствовать.
Настоящая «докторская» содержит меньше жира и соли, больше мясного белка и никакой сои в составе.
На деле же в «Докторской классической» от «КампоМос» в составе указан животный белок - это измельченные шкурки, хрящи и другие части тушек животных, которыми заменяют дорогое мясо. В «Докторской народной» от «Микояна» основной компонент - мясо птицы, а еще добавлен соевый белок, соевая клетчатка, крахмал, манная крупа и прочее, прочее. В «Докторскую оригинальную» от ООО «Метатр» положили крахмал и растительный белок (вероятнее всего, тоже соевый). А между тем, соя - компонент, который довольно часто вызывает аллергию, и о ее присутствии нужно обязательно сообщать отдельно, даже если ее совсем мало. В «Докторской по-Егорьевски» от АО «Новая столица» тоже животный белок и соя.
Эксперты, которые наизусть знают соотношение белка и жиров в настоящей «Докторской», увидели, что на всех этикетках белка всегда меньше, чем должно быть, жира часто больше, а уж многочисленные пищевые добавки точно не добавляют такой колбасе пользы.
5. Врачебные сосиски.
Многие производители пошли дальше и «изобрели» совсем новый продукт - «Докторские» сосиски и сардельки.
Вот уж такого вида колбасных изделий в ГОСТе точно нет. «Докторские» сардельки производят под брендом «Окраина», сосиски - «Велком», «Микоян». И, конечно, снова ни по составу, ни по пищевой ценности эти колбасные изделия не соответствуют требованиям к «Докторской» колбасе.
6. Что с молочными
Отдельная категория - псевдо-молочные сосиски. Суть нарушения та же: придумывается название со словом «молочные», например, «Молочные традиционные». Молочные сосиски многим знакомы с детства, на них тоже есть требования ГОСТа, благодаря которым настоящие молочные сосиски такие вкусные и качественные. А что здесь? В составе - мясо птицы, растительный белок, белковый стабилизатор...
7. Все лучшее - детям?
Добросовестные производители выпускают специальные детские продукты, к которым предъявляются особые, более строгие требования по составу и качеству. А что делают не очень добросовестные? Рисуют на этикетке мишек-зверюшек, называют свой продукт «Крошка» или «Малышок», кладут на полку с настоящими детскими продуктами. Но всегда ли это по-настоящему детские продукты?
Производители сосисок под брендами «Велком» и «Окраина» назвали продукцию одинаково - «Кроха». И состав их похож: и те, и другие содержат запрещенные для детского питания фосфаты (нарушающие обмен кальция и, как следствие, формирование скелета растущего организма) и усилитель вкуса глутамат натрия.
В колбасках «Крошка Нямми» (иногда беру, вкуснятина) от «Мясного Дома Бородина» и сосисках «Лакомка» от ООО «Метатр» этих добавок, к счастью нет, но они не подходят детям по содержанию белка и жира.
Родители, будьте бдительны! На настоящих детских сосисках обязательно должно быть написано «специализированный продукт для детского питания» и указан возраст ребенка (для колбасных изделий это обычно 3+).
8. Номинация «неуважение к потребителю».
Но есть категория продуктов, где вроде бы вся информация на этикетке есть. И обмана вроде бы никакого нет. Если бы не одно "но".
Всем известен стандартный шрифт для документов - 12 пунктов. Это самый обычный, довольно легко читаемый размер. Но некоторые производители пишут состав шрифтом
размером в 3 пункта! Или 4 пункта.
В колбасах «Докторская» и «Молочная» от «Клинского» мясокомбината на этикетке белый шрифт курсивом на фоне светло-розовой колбасы. Похожая картина - на упаковке «Докторской» колбасы «Велком».
К сожалению, в техрегламентах нет четких требований к шрифту, указано только, что он должен быть легкочитаемым и контрастным фону.
КОММЕНТАРИЙ ЮРИСТА
При маркировании продукции изготовитель должен соблюдать требования нормативно-правовых и нормативных документов, направленные на обязательность доведения до потребителей полной и достоверной информации о продукции. Информация, которую изготовитель предоставляет потребителю, содержится на этикетке продукции и является основным механизмом контроля достоверности и предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей.
По словам председателя ОЗПП «Росконтроль» Александра Борисова: «Административное законодательство предусматривает ответственность производителя, если выявлены нарушения при маркировке продукции. В зависимости от умысла и действия и составы КоАП применяются разные: это и нарушение порядка маркировки продукции (штраф от 100 до 300 тыс), и обман потребителя (штраф от 100 до 500 тыс. руб.), и нарушение прав на получение достоверной информации о товаре (от 5 до 10 тыс. руб.). Сложность для надзорных органов - это доказать умысел на противоправные действия, поэтому часто производители, маскируя маркетинговые ходы под нормы закона, готовы оплатить незначительные для оборота штрафы и не менять способы продвижения и продажи продукции».
В маркировке любого продукта должно быть указано:
1. Наименование;
2. Состав;
3. Количество (масса, объем);
4. Дата изготовления;
5. Срок годности;
6. Условия хранения;
7. Наименование и место нахождения изготовителя (и фасовщика – при наличии);
8. Рекомендации и (или) ограничения по использованию, в том числе, по приготовлению;
9. Показатели пищевой ценности.
http://www.kp.ru
Journal information