Обычные новости и не только... (boltimeter) wrote,
Обычные новости и не только...
boltimeter

Categories:

13 апреля 1902 года в Санкт-Петербурге испытали первый отечественный "безрельсовый трамвай"

Но он перевёз не пассажиров, а 50 пудов багажа. Бездымным, тихим, довольно маневренным транспортом пылко заинтересовались конструкторы, но его внедрение в повседневную жизнь страны сильно задержали глобальные исторические события.

В России самобеглую коляску, подключенную к электрокабелю изготовили на фирме конструктора Петра Фрезе в Санкт-Петербурге. К тому времени в Германии и США троллейбусы уже возили пассажиров, но принципы их работы, конструкторские решения ещё плохо отвечали требованиям. А Фрезе и вовсе начал с троллейбуса-грузовика, наш пионер автомобилестроения пошёл своим путём. Его экипажная фабрика "Фрезе и К°" много экспериментировала, бралась за самые передовые идеи: совместно с конструктором первого русского двигателя внутреннего сгорания Евгением Яковлевым построила по образцу машины "Бенц" первый русский автомобиль; содействовала постройке электрических экипажей и электрического омнибуса; разработала электромобиль собственной конструкции; в 1900 году собрала первый автомобиль с бензиновым мотором; экспериментировала с узкоколейным бензино-электрическим поездом, собирала из бельгийских комплектующих мотоциклы Sarolea.

Идея с троллейбусом не принадлежала самому Фрезе. На первом Всероссийском электротехническом съезде в конце 1899 – начале 1900 года в Петербурге жарко обсудили перспективы применения электричества на водном и сухопутном транспорте. Даже создали "Особую комиссию по вопросам тяги", и она признала "желательным производство опытов электрического движения (автомобильного и омнибусного) на шоссейных путях, причём таковые опыты должны производиться на шоссейных путях, как по состоянию полотна вполне удовлетворительных, так и по климатическим условиям на юге или западе России к таковому движению наиболее подходящих".

И вскоре россияне узнали из журнала "Автомобиль": "В настоящее время в Петербурге построен автомобиль, приводимый в движение электрической энергией, получаемой от проводов вдоль пути, но ходящий не по рельсам, а по обыкновенной дороге ...В России это первый опыт и демонстрирование такой повозки-автомобиля для грузов производилось на фабрике "Фрезе и К°" во дворе дома № 10 по Эртелеву переулку". Место создания новшества не удивительно - Фрезе до того разработал первый российский грузовик, с 1902 года его начали выпускать серийно. И на его основе тут же соорудили по инициативе технолога Владимира Шуберского грузовую телегу с электромотором, приводимым в движение токосъёмником - катящейся по проводам контактной тележкой, изобретением француза Ломбар-Жерена. Это она по-английски называется trolley, что и дало название машине. Такие токосъёмники-тележки были только на первых троллейбусах, но слово закрепилось как термин, и поныне мы так называем современные троллейбусы.

Конструкции Фрезе с применением электрооборудования барона Сергея Шуленбурга была соединена с электросетью гибким кабелем. Очевидцы испытаний приметили: "безрельсовый трамвай" легко уклонялся от прямого направления, давал задний ход и поворачивался. К тому же повозка не коптила как автобус и не громыхала как трамвай, бережно перевезла 50 пудов поклажи. Эту машину многие и называют первым отечественным троллейбусом, хотя это верно отчасти, ведь под троллейбусом мы понимаем пассажирский танспорт. Об этом мы поговорили с краеведом Геннадием Беленьким.

- Геннадий Леонидович, революционные и военные события надолго отодвинули мирные планы, в том числе - транспортного развития. Где и как в нашей стране появился пассажирский троллейбус?

- В 1924 году впервые было высказано предложение проложить троллейбусную трассу в Москве, но тогда дальше разговоров дело не сдвинулось. А в 1931 году московским предприятиям было поручено изготовить первый советский троллейбус, проект стартовал в сентябре 1933 году. Но первым он не был, тогда в Ростове-на-Дону без указаний свыше взяли и построили "самодельный" троллейбус, его испытания начались и проходили в течение почти всего 1933 года. Москвичи тем временем и построили, и испытали свою новинку, и открыли 15 ноября 1933 года первую пассажирскую троллейбусную линию - от Белорусского вокзала, через поселок Сокол, до села Всехсвятского на северной окраине города. В первые два месяца здесь курсировал всего лишь один троллейбус, и только с января 1934 года движение троллейбусов на первой в столице и вообще в СССР пассажирской троллейбусной линии приобрело регулярный характер.

- Как выглядели первые советские троллейбусы?

- В Москве производили "ЛК-1", названные в честь Лазаря Кагановича, наркома путей сообщения. Москвичи успевали снабжать только свой парк. В киеве 5 ноября 1935 года пустили вторую в стране троллейбусную линию и начали производство своих машин - "ЛК-5", по чертежам московских предприятий, однако, с конструктивными изменениями. Машина с деревянным корпусом была рассчитана на 55 пассажиров, в том числе 37 человек могли ехать сидя. Мощность двигателя составляла 60 киловатт (примерно 80 лошадиных сил). Автоматических дверей не было. Заднюю "ширмовую" двухстворчатую дверь открывал кондуктор, переднюю одностворчатую дверь – водитель (перегородки между рабочим местом водителя и салоном не было). Троллейбус развивал скорость до 55 километров в час, что для условий городского движения было более чем достаточно. Шарнирные соединения токоприемных штанг с кузовом позволяли троллейбусу отклоняться в каждую сторону на 2–2,5 метра, что обеспечивало хорошую маневренность. В салоне были установлены три калорифера для отопления в холодное время года и четыре эжекторных вентилятора для проветривания летом. Сидения были обтянуты искусственной кожей, ручки сидений и поручни – никелированные. Салон освещали десять ламп в стеклянных плафонах. Окна открывались через одно. В салоне имелись даже сетки для багажа. На передней панели машины располагался большой круглый диск, на котором крепили рельефный хромированный инвентарный номер машины. Словом, машина выглядела, особенно по сравнению с тогдашними трамваями, просто шикарно.

- Кто автор этой комфортабельной машины?

- Главного конструктора у троллейбусов марки "ЛК" не было, во всяком случае, в архивах сведений об этом не обнаружено. Известно, что принципиальная компоновка машины была создана институтом НАТИ, видимо, с использованием зарубежной технической документации. Изготовляли троллейбусы отдельными узлами на разных предприятиях, и на каждом из них был свой ответственный за это дело инженер.

- Следующие модели не выглядели так роскошно...

- Это троллейбусы марки "ЯТБ". Ярославские машины имели неплохие ходовые качества, работали достаточно надежно, имели небольшую накопительную площадку, мягкую подвеску колес, почти бесшумный ход, пневматическое управление тормозами, две двустворчатые двери, открывающиеся нажатием кнопки с рабочего места водителя, стеклоочистители; каркас кузова оставался деревянным. "ЯТБ" явно уступали троллейбусам "ЛК" по дизайну, только скошенные передняя и задняя панели были запоминающейся деталью внешнего вида этих машин - их контур напоминал трапецию. Наиболее знаменитая модель – "ЯТБ-3", представлявшая собой двухэтажный троллейбус и выпущенная в весьма небольшом количестве, эксплуатировалась только в Москве. Ярославское конструкторское бюро по разработке троллейбусов возглавлял талантливый инженер Виктор Васильевич Осепчугов. Всего Ярославским заводом было выпущено до войны более 800 троллейбусов, а после войны завод к производству этой продукции уже не вернулся. Интересно, что в самом Ярославле троллейбусы появились на улицах города только в 1949 году, но это были не "ЯТБ", а машины "МТБ-82" из Тушина.

- Какие города СССР в числе первых обзавелись электротранспортным новшеством?

- В довоенные годы у нас было 8 таких городов: в РСФСР три - Москва, Ростов-на-Дону и Ленинград, а также Киев, Тбилиси, Харьков, Сталино (ныне Донецке), Черновцы.

- Кроме как металлическим корпусом чем серьёзно современные троллейбусы отличаются от предшественников?

- Конструкторы уже создали троллейбусы с двойным питанием: от сети и от батареи, что позволит повысить маневренность этих машин. В принципиальном техническом плане они мало отличаются от первых, изменения коснулись прежде всего дизайна, комфортабельности - низкопольные машины, удобные для посадки пассажиров.

- Сейчас это популярный вид транспорта в нашей стране?

- К марту 2014 года в России троллейбусы действовали в 84 городах. Присоединение Крыма увеличило число этих городов сразу на пять: Симферополь, Севастополь, Ялта, Алушта и Керчь. Отошла теперь к России и уникальная междугородная троллейбусная линия Симферополь–Алушта–Ялта. Возможно ее дальнейшее развитие – по шоссе Ялта–Севастополь.

Источник
Tags: История троллейбуса
Subscribe
promo boltimeter january 24, 2018 00:03
Buy for 10 tokens
О блоге: Блог живет тут давно. Завел его вначале ради знакомства с интересными людьми. Помните, старожилы, были времена, когда в ЖЖ попадали по приглашениям. Вот и тогда постучался, пригласили, пустили, пригрели, обласкали.... В моём блоге приветствуются только комфортное общение и дружба! За…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments